ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ
Юрий Васильевич - типичный шестидесятник со всеми характерными чертами 60-х годов прошлого века. Романтизм, оптимизм, целеустремленность, сила воли присущи этому поколению. Молодость тогда жила на взлете. Это были мечтатели и реалисты, впереди идущие своего времени и общества. Их жизненное кредо - ни минуты покоя.
Порой задумываюсь, чем объяснить такой всплеск энтузиазма, самоотдачи, духовного порыва этого поколения? Мне кажется, это произошло потому, что шестидесятники - дети военных и послевоенных лет. Все тогда воспринималось сильнее, острее, ярче. Разве можно забыть, с каким нетерпением мы ждали, когда поставят столбы, протянут провода и заговорит радио, зажжется электрическая лампочка вместо самодельных светильников из сплющенных снарядов и чадящего фитиля или вонючих керосиновых ламп? А как забыть вкус пшеничного хлеба, которого не знали уже несколько лет? А чудо голубого экрана?.. Все, что появлялось в нашей жизни после войны, несло радость, вселяло надежды. Мы умели радоваться малому и большому.
Новое платье из яркого ситчика - радость, грампластинка любимого певца - радость, книга - еще большая радость. Вот сейчас наблюдаю за детьми, молодежью - нету них такой радости: все доступно, все в изобилии, всем пресытились. Главное, чтобы у Маши было круче, чем у Даши. А тогда наша радость не измерялась количеством затраченных рублей. Главное, что, отстояв несколько дней и ночей в очереди на подписку русского или зарубежного писателя, мы наконец-то получали долгожданные томики Пушкина или Д. Лондона, Есенина или Хемингуэя. Это поколение жило мечтой о счастливой жизни, которую оно будет делать своими руками. Оно верило в светлое будущее, как бы ни кривили губы нынешние скептики.
И строили! Новые города и заводы, детские сады и школы, больницы и здравницы, гигантские ГЭС. А освоение Арктики и Антарктиды!
А космос!
Помню, как 12 апреля 1961 года, услышав сообщение, что в космос полетел Юрий Гагарин, незнакомые люди на улицах обнимались, смеялись, плакали от счастья, что это НАШ человек, НАША страна.
Знаете, по чему можно изучать ту или иную эпоху? По песням! Песни тех лет без фальши, потому что фальшь народ бы не принял и не пронес бы через десятилетия. Вот несколько строк из них, созданных в 50-60-е годы: «А я еду, а я еду за туманом, за туманом и за запахом тайги», « Главное, ребята, сердцем не стареть», "Надежда - мой компас земной, а удача - награда за смелость», «И на Марсе будут яблони цвести» или «... я пройти еще смогу соленый Тихий океан, и тундру, и тайгу. Над лодкой белый парус распущу...»
Вот так и распускал каждый из нас свой белый парус. Одни под ним уходили в неизведанные дали, другие находили смысл жизни у себя дома, на малой родине. Но все жили, «как нам сердце велело».
Жил так и Юрий Чугуй. Тогда он был просто Юра, Юрий. А нынче он ( шапки долой!) заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, действительный член Академии инженерных наук РФ, директор конструкторско-технологического института научного приборостроения, заведующий лабораторией технического зрения. Ну как, впечатляет? Насчет «шапки долой» я пошутила, потому что в жизни Юрий Васильевич удивительно простой, общительный человек, не кичащийся своими регалиями.
Как сложится твоя жизнь - во многом зависит от характера. У каждого он проявляется в полную меру в разные периоды жизни: у одних - раньше, у других - позже. У Юрия Васильевича он проявился в подростковом возрасте. По окончании 8-го класса мама Юры хотела, что-бы сын пошел учиться в Краснодарский строительно-монтажный техникум. Вот тут и проявился характер его предков (он потомок казацкого рода). Юрий решил закончить среднюю школу.
Тогда в системе просвещения тоже проводили эксперименты.
Обязательным было 8-летнее образование, а затем желающие получить среднее переходили в школу второго этапа, где были только 9-11 классы. Поэтому Юра с 5 по 8 класс учился в СШ-1, а затем в СШ-2 с одиннадцатилетним образованием и производственным обучением.
Закончил он ее в 1963 году и вместе с золотой медалью - а тогда она была очень весомой, истинным показателем уровня знаний – получил удостоверение судоплотника. Он мог бы жить дома и строить рыболовецкие байды, куласы, баркасы. Профессия хорошая, если учесть, что в нашем городе была единственная в стране судоверфь по строительству маломерных морских и речных судов и заказов очень много.
Но труба звала, а горизонт открывал все новые и новые дали. Юрий хотел учиться в вузе. В каком? Нужно сказать, что в интеллектуальном развитии юноши большую роль сыграли учителя, о которых он тепло вспоминает и через годы. Борис Иванович Зотов и Мария Павловна Косицына заложили основы английского языка, которым он владеет достаточно хорошо, чтобы общаться c иностранными делегациями, выступать на международных конференциях. В связи с этим вспомнился мне такой случай уже нынешнего времени. Как-то днем раздался междугородний звонок. Это звонил Юрий Васильевич. Между нами завязался оживленный разговор. И вдруг я замолкаю. А он говорит, говорит. Потом спохватывается и встревоженно спрашивает:« Вы меня слышите? С вами что-то случилось?» Я сквозь смех отвечаю: «Юрий Васильевич, вы со мной стали говорить по-английски, а я его забыла.» Он смутился и объяснил, что только что расстался с английской делегацией. Два часа он рассказывал ей о своем институте, научных изысканиях и еще не совсем переключился с одной волны на другую.
Оба развеселились по этому поводу. Я поняла, что для него нет языкового барьера, он не только говорит, но и мыслит одинаково что на русском, что на английском.
После школы Юрий Васильевич даже подумывал поступить в МГИМО.
Вообще-то у него были разнообразные увлечения и интересы. Как и многие мальчишки того времени, он увлекался автомотоделом (уже в 16 лет получил удостоверение на право вождения мотоциклом), запоем читал книги про путешествия, любил фантастику, приключенческую литературу. Уже в старших классах среди любимых книг были книги об ученых, научных исследованиях. Особенно сильное впечатление на него произвел роман Д. Гранина «Иду на грозу».
Но увлечение радиотехникой, физикой пересилило другие пристрастия. Это уже заслуга талантливого учителя физики Бориса Петровича Недилько. Он-то и посоветовал Юрию поступать на физфак. А тут как раз по ТВ показали фильм о Новосибирском Академгородке и университете нового типа. Проблема с поступлением была решена: только Новосибирский госуниверситет.
На третьем курсе Юрий выбрал кафедру « Автометрия». В курсовой работе столкнулся с оптикой. Затем появилась и увлекла его лазерная тематика. Молодых ученых потрясла перспектива получения полной информации об объекте при использовании лазерного излучения.
Тогда же сильное развитие получили идеи голографии — получения детального предмета. А затем усилия многих ученых были направлены на разработку оптических электронных систем для обработки информации и ее практического применения: создания бесконтактных приборов-измерителей для высокоскоростного контроля. Возможности неограниченные, сфера применения необъятная!
В электронной, кабельной, автомобильной, гидротехнической, металлургической, оборонной, горнодобывающей промышленности... Например, использование лазерного излучения и спектрального анализа позволяет в автоматическом режиме обнаруживать алмазы в руде, извлекать и сортировать их, выявлять наиболее дорогие.
А атомная энергетика? Наша бывшая страна с лихвой испытала на себе смертоносную силу этого «джина», выпущенного из атомного реактора (Чернобыльская трагедия). Но количество АЭС растет. Значит, и ответственность за безопасность в атомной промышленности должна быть максимально высокой. Тут-то и помогают бесконтактные оптико-электронные методы размерного контроля, воплощенные в приборах, которые создает лаборатория Юрия Васильевича Чугуя с 1980 года. Технические характеристики этих систем находятся на уровне лучших зарубежных образцов, а лазерная измерительная машина «ЛИМ» не имеет аналогов в мире, лаборатория технического зрения по существу является головным подразделением Росатома по разработке средств бесконтактного 100% контроля изделий атомной энергетики, что позволяет организовать более строгий контроль и учет ядерного топлива, обеспечить надежность работы АЭС. По мнению специалистов атомной отрасли, внедрение в эту отрасль бесконтактных оптико-электронных средств размерного контроля равносильно технической революции в метрологическом обеспечении производства ТВЭЛ (тепловыделяющих элементов) в деле повышения безопасности отечественных атомных реакторов.
Или железнодорожный транспорт. Вы любите ездить в поезде? Я - очень! Лежишь на полке, смотришь в окно, а мимо проносятся города и деревеньки, реки и речушки, мосты и мостики. А то вдруг к самому полотну подбежит березка-подросток или у околицы зардеется рябина-красавица... Вот так мы ездим и ездим, мирно покачиваемся и не думаем, что там с колесами происходит, почему они стучат? А это, оказывается, колесо утратило нужную округлость, потому и стучит. Не задумываемся, какой толщины обод или гребень колеса. Так вот, истончившийся обод может привести к излому колесной пары, а тонкий гребень, особенно на стрелках, к сходу состава с рельсов. Практически в каждом составе, пассажирском или товарном, а в последнем бывает 70-100 вагонов, есть такая бракованная пара колес. Их дефекты определить на глаз очень сложно. И вообще, железная дорога работает в очень тяжелых условиях: сказывается ее крайняя изношенность.
И здесь приходит на помощь бесконтактная контрольно-измерительная техника. Испытательным полигоном по ее освоению стала Западно-Сибирская железная дорога. В институте научного приборостроения создан лазерный прибор «Комплекс». Устанавливается он у железнодорожного полотна и работает непрерывно в любых погодных условиях: ±40"С, туман, пыль, дождь, снег - при движении поезда со скоростью до 60 км/час. Вот послышался шум приближающегося поезда. Сама собой на «Комплексе» приподнялась крышка, и объектив «телескопа» посылает лазерный луч в микрокосмос вагонного колеса, чтобы узнать о происходящем в невидимом невооруженным глазом мире, где, возможно, таится опасность. Прибор снимает информацию исключительно быстро, со скоростью до 100 тысяч измерений в секунду, и после ее обработки посылает данные на мониторы. Специалист в пункте технического обслуживания принимает информацию и тут же сообщает осмотрщикам поезда, в котором обнаружен дефект, номер вагона и какое колесо с браком.
Наверное, читателя заинтересует эффективность использования системы «Комплекс». Так вот, введена она в эксплуатацию в мае 2002 года. А уже на март 2008 года было проконтролировано более 109 миллионов колес, поступило несколько сотен тысяч тревожных сообщений, отцеплены десятки тысяч вагонов. Впечатляет? Думаю, да. Кстати, сейчас выпущены усовершенствованные образцы «Комплекса». Так что теперь можно ехать спокойно. Хочу добавить, что для предотвращения схода, крушения поездов в ближайшие годы планируется оснащение такими системами всех базовых пунктов технического обслуживания сети железных дорог России.
Возьмите экологию - современную глобальную проблему. Вспомните катастрофу в Керченском проливе, когда во время страшной бури одно из терпящих бедствие судов разломилось, а в нем были мазут и сера. Часть мазута выбросило на берег, а немало осело на дно, отравляя все живое. И таких катастроф, к сожалению, становится все больше и больше. Как же нужна здесь помощь ученых! Без приборного оснащения бороться за чистоту природы невозможно. Так вот приборы КН-1 и КН-2, выпускаемые КГИ НП, определяют степень загрязненности воды нефтепродуктами (приборы разработаны совместно с ЗАО «Сибэкоприбор»).
Выше я уже говорила, что сфера деятельности ученых института, которым руководит Юрий Васильевич, обширна, их изобретения востребованы в России и за рубежом.
А теперь попытаемся довести до логического конца развитие таланта Юрия Васильевича как ученого, хотя конец его деятельности вряд ли можно определить.
В 1975 году он защитил кандидатскую диссертацию, а в 1992 - докторскую. О его ученых степенях и званиях я уже частично сказала.
Добавлю, что Юрий Васильевич Чугуй - автор и соавтор более 200 научных работ, в том числе 20 изобретений.
Но не хотелось бы создавать у читателя превратное представление, что путь Юрия Васильевича-ученого был легким и прямолинейным. Ему не раз приходилось делать выбор. Еще до защиты кандидатской диссертации пришлось определяться, по какому направлению в области фурье-оптики идти: в сторону голографической памяти или оптической обработки. Выбрал последнее. Затем новый поворот, который не сразу нашел понимание коллег: уход от когерентной (лазерной) техники к некогерентной (на основе обычных источников света).
Это позволило при обработке изображений повысить точность вычислений в десять раз. И снова смена тематики. Юрий Васильевич перешел от фундаментальных исследований к прикладным - к решению реальных задач, связанных с оптическими измерениями геометрических параметров изделий применительно к промышленному контролю в атомной промышленности, железнодорожном транспорте.
Но каким бы ни был дальнейший путь ученого в науке, несомненно, что его научный потенциал очень высок, о чем говорит известность Юрия Васильевича широкому кругу специалистов в нашей стране и за границей как ученого в области оптической обработки информации фурье-оптики, оптических измерительных технологий, технического зрения и оптического приборостроения. Он внес большой вклад в становление и развитие целого ряда актуальных направлений науки и техники. Его научные достижения представлены в нашей и зарубежной печати, в докладах на отечественных и международных симпозиумах и конгрессах.
Вот пишу и думаю: как Юрий Васильевич так плодотворно совмещает научную и организационную деятельность? Ведь то и другое требует полной отдачи.
У меня был период в жизни, когда пришлось совмещать преподавательскую и административную работу. Вскоре почувствовала, что из-за нехватки времени начинаю терять себя как преподаватель. Пришлось делать выбор. Так это продолжалось всего шесть лет, а Юрий Васильевич совмещает эти грани таланта уже более двадцати лет. Да, да, для организационной деятельности, качественной, эффективной, нужен именно талант. Организатором, руководителем надо родиться. К сожалению, на руководящие посты зачастую выдвигают не по организаторским способностям. В связи с этим вспомнилась одна телепередача.
Это было лет двадцать назад. Один колхоз в Центральной России умирал. Районное начальство без конца меняло председателей для оздоровления хозяйства. Их было уже 18! Но дела не улучшались. И вот назначили девятнадцатого. Несчастный колхоз начал оживать, затем крепко стал на ноги и даже стал миллионером, одним из лучших в области. А почему? Потому что пришел настоящий хозяин, руководитель.
Думаю, что также повезло и институту научного приборостроения, когда пришел талантливый организатор Ю.В. Чугуй.
Развивал он эту грань таланта еще в школьные годы. С детских лет у него стали проявляться качества лидера. В 7-м классе организовал самообслуживание (уборку класса). В старших, будучи комсоргом, возглавил по поручению райкома комсомола прокладку кабеля в городском сквере, потом всем классом рыли котлован под телевышку, а перед подъемом красили ее. В выходные и праздничные дни опять же по заданию райкома разгружали вагоны с гравием. И вновь Юрий во главе. В 11-м классе он заменял классного руководителя. Дирекция доверила ему это ответственное дело. Так формировался в нем будущий организатор и руководитель.
Эти качества развивались и укреплялись в Институте автоматики и электрометрии, по окончании которого он был сначала младшим, а потом старшим научным сотрудником. С 1987 года Юрий Васильевич уже начальник СКВ научного приборостроения, преобразованного в 1991 году в Конструкторско-технологический институт научного приборостроения СО РАН, и в этом же году стал его директором, являясь одновременно заведующим лабораторией технического зрения.
Произошло это в тяжелые переломные 90-е годы, когда наука оказалась на обочине исторической дороги и должна была всеми силами бороться за выживание. Многие планы или развалились, или их вообще отменили. Финансирования не было. Стоял извечный вопрос: быть или не быть? Тут-то и пригодился организаторский талант Юрия Васильевича. Видя, что «спасение утопающего дело рук самого утопающего», он как директор института провел коренную реорганизацию:определил новые научные направления, открыл новые лаборатории, укомплектовал их высококвалифицированными научно-инженерными и конструкторскими кадрами. В числе первоочередных задач также стояло создание конкурентоспособных уникальных образцов приборов научного и промышленного применения. В этом он продолжил традиции сотрудничества науки с производством, заложенные основателем Новосибирского научного центра академиком М.А. Лаврентьевым, и внес новое: сократил путь приборов от научно-исследовательской разработки до внедрения в производство до 1-1,5 лет. Это необычайно короткий срок для сквозного цикла.
Нашел Юрий Васильевич и источники финансирования, установил долговременное партнерство в стране и за рубежом, которое все время расширяется и укрепляется. Приборы института востребованы в России, Германии, Италии, Китае и в других странах.
О качестве и эффективности приборов, созданных институтом, говорят награды: дипломы ВДНХ СССР, Большая Золотая Медаль Сибирской Ярмарки (2004 г.). По итогам 4-го Всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России 2003 г. КТИ НП вошел в первую сотню по организации научной и производственной деятельности.
Настоящий ученый живет не только сегодняшним днем, но смотрит в будущее. А будущее - это не только наука, но и ученики. Юрий Васильевич в этом отношении не исключение. Он ведет большую педагогическую деятельность. Ищет талантливую молодежь, всемерно оказывает ей поддержку. Более 30 лет он читает курсы лекций студентам.
Сейчас он профессор НГУ, НГГУ, заведующий филиалом кафедры «Оптические измерительные технологии СГГА», член Ученого совета факультета информационных технологий НГУ. Среди его учеников 4 кандидата и один доктор наук.
Чугуй Ю.В. ведет большую научно-организационную работу вне стен Института: более 15 лет член Координационного Совета СО РАН и Минатома РФ, член Объединенного ученого совета по физико- техническим наукам СО РАН, член редколлегии журнала «Автометрия», председатель правления Сибирского отделения Оптического общества, заместитель председателя Сибирского отделения Академии инженерных наук имени A.M. Прохорова и т.д. В 2005 году профессор Ю.В. Чугуй избран вице-президентом Международного научно-технического общества приборостроителей и метрологов. Не раз принимал участие в заседаниях Генеральной Ассамблеи Международной конфедерации измерителей. Под его председательством в 2002 г. в Новосибирске проведен Международный симпозиум по лазерной метрологии, в котором участвовали ученые 15 стран.
Государство высоко оценило заслуги Юрия Васильевича, наградив его орденом «Знак Почета», медалью «Изобретатель СССР». Ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки РФ», ученое звание профессор.
Ученый, организатор, педагог... Но и это еще не все, что делает Юрия Васильевича яркой, самобытной личностью. Есть у него одно бесценное качество: быть Человеком (да-да, с большой буквы!).
Прожила я длинную жизнь, встречала немало интересных людей, но с таким встретилась впервые.
Произошло это в 2003 году на вечере встречи выпускников 63-го года. Как мне рассказали, Юрий Васильевич организует встречи своих одноклассников регулярно раз в пять лет и, конечно, львиную долю в их организации берет на себя. Приехав в родной город, он обзванивает товарищей, готовит программу, сюрпризы, ведет вечер. Воспоминания, шутки, смех и обязательно песни их юности слышны весь вечер. Кстати, он составил уже не один сборник песен: « Песни нашей жизни», «Главное, ребята, сердцем не стареть»,» Старая пластинка», «Танцевальная музыка. Любимые песни и мелодии» в пяти вариантах.
Он записывает песни, входящие в золотой фонд песенного искусства России разных лет и охотно дарит диски друзьям, знакомым. Его записи звучат по всей России и за рубежом. К очередной встрече он подготовил подарочный диск «В честь юбилея выпускника 1963 г. (11-а класс, СШ-2) моим дорогим учителям, одноклассникам, родственникам, друзьям по жизни в память о нашей далекой прекрасной юности».
Так что я уже была наслышана о нем и пришла на вечер, чтобы собрать материал для школьного музея. Мы были представлены друг другу официально, но в глазах Юрия Васильевича я увидела столько доброжелательности, открытости и тепла, что рискнула попросить его о встрече на следующий день.
Что меня поразило - так это его пунктуальность, редкое качество в нашей повседневной жизни, и еще больше: он сказал, что боялся опоздать, так как по традиции на следующий день после вечера они, одноклассники, обязательно несут цветы на могилы учителей и товарищей. А их, могил, к сожалению, становится все больше и больше.
Так завязался у нас разговор о школе, наставниках, о далеких теперь уже 60-х.
Вскоре у меня исчезла скованность, и я поймала себя на том, что говорим мы обо всем, говорим свободно, не подыскивая мучительно темы для разговора, как это бывает с малознакомыми людьми. Иногда я спохватывалась: ведь между нами такая дистанция. Но Юрий Васильевич чувствовал мое смущение и умело переключал мое внимание.
Нельзя было не оценить в нем качество искусного собеседника.
Наше знакомство состоялось, и длится оно уже не один год. Он звонит из Новосибирска, спрашивает о здоровье, моих творческих планах, рассказывает о своих делах. И это общение не из холодной вежливости, а искреннее, дружеское. Узнав, что я пишу очерки о ветеранах Великой Отечественной войны нашего города и хочу приурочить к 60-летию Победы, он предложил свою помощь в издании книги (откуда бы мне взять для этого такие средства). Книга вышла, и это был наш с ним общий подарок воинам-ветеранам города и района.
Вообще, в нем поражает трогательная забота о людях. Я не говорю о его родителях: таких сыновей только поискать! Но с какой нежностью и заботой он относится к своей классной руководительнице Нине Павловне Марченко и ее мужу, тоже учителю. Он не проходит мимо серьезных проблем друзей, близких ему людей и просто знакомого человека. Помог своей однокласснице, когда ей нужно было делать операцию на сердце. Стал спонсором клуба учителей-ветеранов. Позаботился об обновлении памятника на могиле любимой учительницы истории К.Г. Ликсоновой. Высылает нуждающимся знакомым деньги на лекарства. И это лишь толика из того, что я знаю.
Такие качества, как отзывчивость, чуткость, доброта, желание прийти на помощь, не проявляются в одночасье, они воспитываются с детства. В связи с этим вспомнился рассказ Нины Павловны. Она со своими учениками во время каникул много путешествовала по стране. Однажды добрались даже до Архангельска. А в Крыму, на Украине, Кавказе были много раз. Во время одной из поездок остановились на ночлег у лесочка (ездили тогда в грузовых машинах). Договорились встать пораньше, чтобы приготовить завтрак и по утренней прохладе отправиться дальше. Но... проспали! Выскочили из палаток, стремясь наверстать упущенное время, да так и ахнули: Юра давно приготовил чай, бутерброды, разостлал скатерть, расставил посуду. Нина Павловна попеняла его, что не разбудил, а он сказал, что не хотел будить рано, ведь на зорьке так сладко спится.
Казалось бы, незначительный эпизод, но это уже черта характера.
И вообще, у меня сложилось впечатление, что у Юрия Васильевича бережное, чуткое отношение к женщине как таковой: матери, учительнице, одноклассницам... Свою жену он зовет не иначе, как Верочка.
Больше сорока лет вместе, а она для него только Верочка. А теперь скажите, такое отношение к людям разве не талант? Талант, да еще какой! Не менее важный, чем все остальные грани таланта.
Рассказывая о Юрии Васильевиче, я высвечивала то одно его качество, то другое. А потом как будто враз поднялась на какую-то высоту, откуда увидела все сразу: изобретение новых приборов, научные труды ( сейчас он работает над двумя научно-популярными книгами), чтение лекций студентам в России и за рубежом, деловые контакты с нашими и иностранными партнерами, участие в Международных конференциях и симпозиумах, огромная общественная работа...
Как он успевает все это делать? Такое впечатление, что у него в сутках не 24, а 48 часов. Да еще находит время, чтобы собрать и смонтировать видеофильм к очередной встрече с бывшими одноклассниками.
Чтобы представить, какой это объем работы я назову страницы последнего видеофильма (2008 г.): директора школ, которые были в его годы учебы, учителя, все школьные годы с первого класса по -одиннадцатый, экскурсии и путешествия в средних и старших классах, семейные альбомы одноклассников. Каждому учителю и однокласснику посвятил свои стихи, подобрал музыкальный фон. Кстати, меня поразило разнообразие музыкальных произведений, использованных в этом фильме. Оказывается, Юрий Васильевич еще в школьные годы потянулся к музыке. Сначала учился играть сам на стареньком баяне.
Потом появился новый, и Юрий стал заниматься в музыкальной школе. Так музыка навсегда вошла в жизнь Юрия Васильевича...
А баян жив и сейчас. В редкие свободные минуты, когда собираются родные и друзья, он берет баян в руки, и задушевные мелодии переносят в годы юности.
... Сейчас он загорелся идеей собрать и довести до логического конца материал о клубе учителей-ветеранов и его председателе, своей классной руководительнице Н.П. Марченко, 80-летие которой будет в 2009 году. (Видя такое отношение Юрия Васильевича к учителям, невольно вспоминаешь давно забытые в нашем нынешнем обществе строки А.Некрасова: « Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» Для Юрия Васильевича понятие «учитель» - в широком смысле - всегда остается почитаемым, которое нельзя ниспровергать, унижать.)
Недавно в телефонном разговоре Юрий Васильевич поделился еще одним замыслом. Он хотел бы создать фильм об истории родного города. Начало уже положено: это видеофильм «С чего начинается Родина?» Его показывали по местному ТВ.
Ю.В. Чугуй признался, что идей, самых разнообразных, много, желание осуществить их огромное, только вот время, время, время!.. Его не хватает катастрофически. И тем не менее он изыскивает возможности реализовать задуманное.
Одним словом, Юрий Васильевич - человек необыкновенной энергетики, творческого потенциала, эрудиции, жизнелюбия, альтруизма. Раньше, когда в школе писали сочинения и предлагали тему «С кого делать жизнь?», вполне естественным было бы писать о Ю.В.Чугуе.
Впрочем, на мой взгляд, с любого персонажа этой книги молодому человеку можно делать жизнь. Потому что всем им присущи целеустремленность, сила воли и оптимизм.
|