Школа имени...
Всегда, когда пишешь о чем-то, что есть сейчас, существует в данный момент, подсознательно думаешь: а что было до этого? Иначе теряется временная связь, прошлое остается неузнанным, нынешнее -неполным. Человеку (так уж он устроен) хочется знать, что было, что есть и что будет. Это как нельзя кстати относится к предмету нашего
разговора. А речь пойдет о школе. Художественной. Материала о ней нынешней хоть отбавляй, но ведь интересно узнать ее истоки.
Они же уходят в 40-50 годы прошлого столетия. В 1940 году в Архангельске родился мальчик Миша (отец его был военный, и судьба забросила его родителей далеко от Кубани, на дальний север). В начале войны Миша с мамой приехал в Ахтари, и большая часть его дальнейшей жизни прошла в нашем городе.
В школе ему встретился человек, пробудивший в мальчике интерес к живописи. Кстати, талантливый учитель рисования К.М.Крицкий сыграл большую роль в жизни не одного Миши. Рассказы учителя о художниках, живописи открыли ребятам окно в мир прекрасного. Одним это в дальнейшем сделало жизнь ярче, богаче, других, пусть и
немногих, подвигло служить искусству. Михаил Михайлович Лапшин служил ему до конца своих дней.
Итак, интерес пробудился, и рука все больше и больше тянулась к карандашу, кисти, бумаге. Одних уроков рисования в школе стало мало, и Миша пошел в Дом пионеров. Тогда кружок рисования, так он назывался, находился в сравнительно небольшой комнате в одноэтажном здании дореволюционной постройки (сейчас в нем паспортный стол).
И что удивительно: недавно закончилась война, люди жили в бедности, голодали, не было подчас самого необходимого, а для детей открывали Дома пионеров, в которых работали разнообразные кружки.
Вот и в нашем Доме пионеров, который открылся в 1947 г., были хореографический, музыкальный, литературный, шахматный кружок, фотокружок, кружок рисования и другие. Какие разносторонние интересы были у ребят! Как у них была сильна тяга к творчеству! И все кружки переполнены! Возникла необходимость нового здания. В 1956 г. для
детей открыл двери красивый двухэтажный Дом пионеров (ныне Дом юного творчества). Кружков стало еще больше. Но Миша своему пристрастию - живописи - не изменил.
По окончании школы (это была США-1) он едет в Краснодарский педагогический институт на факультет графики. Проучился год, но рамки факультета ограничивали интересы и желания юноши. Поэтому Михаил едет в Ростов-на-Дону в художественное училище им. Грекова на отделение живописи.
Жизнь в Ростове не была для Михаила медом. Приходилось подрабатывать кочегаром в детском саду. Но молодость брала свое. Он все успевал делать: и учиться живописи, и зарабатывать на жизнь, и заниматься спортом (увлекался баскетболом и тяжелой атлетикой-штангой).
По окончании училища, приобретя статус художника, Михаил Михайлович много путешествовал по стране. Жил и работал в Братске, Иркутске, Ленинграде. В Воронеже в составе художественной бригады оформлял Воронежскую АЭС, выполняя мозаичные работы. Как специалист был задействован в системе художественных фондов СССР, РСФСР.
Он участвовал во многих Всероссийских художественных выставках. Его пейзаж приобрел Русский музей в Ленинграде (С. -Петербурге). Его картину «Портрет девочки» можно увидеть в нашей художественной школе. В 1970 г. Михаил Михайлович стал членом Союза художников Российской Федерации.
Много повидал Михаил Михайлович, много впитал впечатлений, но как птиц весной зовут родные гнездовья, так и его потянуло в родные края.
В 1980 году он вернулся в город детства и юности с одной мыслью, одним желанием: открывать мир искусства молодым землякам.
В 1983 г. в городском Дворце культуры открылась изостудия.
Организатором и единственным педагогом ее в течение шести лет был Михаил Михайлович. Он видел увлеченность и одаренность ребят, понимал, что им надо открывать дорогу в будущее. Но помещение изостудии было рассчитано лишь на двадцать пять человек, а желающих более пятидесяти. К тому же она не давала хорошего академического
образования, поэтому выпускники изостудии не могли поступать в средние и высшие заведения искусства. Такое образование Могла дать детская художественная школа.
Мысль о школе возникла у Михаила Михайловича еще в училище.
Не раз, идя после тренировок в спортзале по ночному Ростову, он делился со своим другом Вартаном Аведьяном заветной мечтой о такой школе.Теперь же она созрела окончательно. С тем и пошел Михаил Михайлович в районную администрацию. Но там его не встретили с распростертыми объятиями, засомневавшись, есть ли в городе столько
желающих учиться живописи.Что на это конкретно мог ответить Михаил Михайлович? Тогда он пошел в Дом пионеров. Кружок ИЗО вела Дина Емельяновна Миргородская. Она ничего не ответила и лишь предложила подождать до конца перемены. И Михаил Михайлович увидел, как класс до отказа заполнился ребятами. Они не помещались в отве-
денной им комнате и занимались даже в подсобном помещении. Вывод один: школа нужна. Но понимать одно, а начать делать - другое.
Начать же пришлось с хождения по разным инстанциям. А тут уж как в пословице: не постучишься - не откроют. Но у Лапшина девиз: «Если не я, то кто же?» И он ходил и стучался и добился-таки своего. Спустя время районным Советом депутатов было принято решение, гласившее: «В связи с открытием детской художественной школы в городе
Приморско-Ахтарске, а также учитывая просьбы граждан и общественности города, исполнительный комитет Приморско-Ахтарского районного Совета народных депутатов решил: передать здание филиала средней школы № 3 по улице Тамарского, 88 отделу культуры райисполкома под размещение детской художественной школы».
Ох, какое же это было помещение: старое, обшарпанное, с плохим освещением. Но дареному коню в зубы не смотрят. Все же целое здание, все же не одна, а четыре классные комнаты... Однако, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. То ли бездомные, толи дети в нем развели костер и ушли, не затушив, только ночью оно
запылало ярким пламенем. Внутри все выгорело. Восстанавливать было бы дороже, чем построить новое.
Благо, инициативу строительства школы поддержал заведующий отделом культуры райисполкома Виктор Михайлович Стешенко.
Создавали школу методом народной стройки. Предприятия помогали каменщиками, техникой. Виктор Михайлович был заказчиком и прорабом, обеспечивал строительными материалами. Их приходилось возить из других районов края: из Гулькевичей и Майкопа, Новокубанска и Новороссийска. Битум же на крышу везли даже из Хаджоха.
Михаил Михайлович же был един во всех остальных лицах: и директор, и архитектор, и завхоз, и кассир, даже сторож, когда завозили строительные материалы. При всем этом - бессеребреник. Никакой доплаты за строительство школы не получал. Есть такие люди, у которых материальная заинтересованность напрочь отсутствует. Это люди
одержимые своей идеей, работой. Все остальное отходит на второй план. Но что касалось отчетности в расходовании денег, выделенных на строительство, - в этом он был педант. Вся документация у него была в идеальном порядке, израсходованные деньги о выделенными сходились копеечка в копеечку...
Дома он практически не был. Днем строит, ночью сторожит. Однажды чуть не случилась беда. На крышу поднимали шестиметровые балки. Вдруг трос оборвался. Стешенко только успел крикнуть: «Беги!», и Михаил Михайлович едва успел отскочить в сторону.
Школа была его детищем. Строя основное здание, он уже планировал в будущем ее расширение, мечтал об открытии скульптурно-керамического отделения, художественной галереи. (Осуществление мечты Михаила Михайловича было бы ему лучшим памятником).
А в повседневной жизни, быту он был мягким, демократичным, приветливым веселым человеком. В одежде - непритязательным, любил, чтобы было просто и удобно. Не чурался никакой работы: чинил обувь,
ремонтировал мебель, разводил цветы... Вообще считал, что постыдной работы нет. Между прочим, очень любил антиквариат. Собирал старинные часы, зеркала, мебель... Но все это второй план его жизни.
На первом же - школа.
И вот весной 1989 г. школу построили. Здание есть, теперь возникла новая проблема: надо ее оборудовать. Средств же, как всегда, с гулькин нос. Начали собирать с миру по нитке. Дом пионеров подарил капители (верхние части колонн) и растительные розетки, городская библиотека — книги и альбомы по искусству, районный отдел народ-
ного образования дал школьную мебель, из Москвы выписали античные бюсты. Удалось достать натюрмортные столики. А уют в школе создали цветы. Михаил Михайлович очень любил комнатные растения, и вся школа утопала в зелени.
Первого сентября этого же года детская художественная школа гостеприимно распахнула двери.
И что же оказалось? Набралось восемь классов по двадцать человек в каждом!
Обучение в ДХШ было рассчитано на четыре года. Но вскоре жизнь внесла свои коррективы. Пришлось добавить нулевой, подготовительный класс, и 5-й с уклоном на специализацию архитектурного и театрально-декоративного искусства. Так что опасения, что будет мало учеников, окончательно рассеялись.
Желающих учиться в художественной школе много, хотя это не значит, что в дальнейшем они непременно будут профессионалами в искусстве. А разве духовное обогащение мало что значит? Особенно в провинции, где, кроме телевизора и видеофильмов (нередко сомнительного содержания и качества), ничего нет. Поэтому музыкальные,
художественные школы - единственные источники духовной жизни малых городов и сел. Вот их и надо всячески поддерживать.
Перечень предметов, изучаемых в нашей ДХШ, говорит, насколько расширяется кругозор ребят, глубже становятся их интересы, развивается воображение и фантазия. Они знакомятся с рисунками и станковой композицией, с разными жанрами живописи и историей искусства, архитектурой и прикладным искусством. Работая на пленэре, они
учатся видеть прекрасное, казалось бы, в привычном для нашего глаза окружающем мире. Каждую весну в красивых уголках города можно видеть с мольбертами мальчишек и девчонок.
А ведь неизвестно, где и когда могут быть реализованы знания, полученные в художественной школе. Бывает, совсем в неожиданной ситуации, как случилось с Любой Черниковой. Это разносторонне одаренная девочка (теперь уже Любовь Анатольевна, аспирантка мединститута Санкт Петербурга, врач-акушер, гинеколог). Она закончила нашу
ДХШ, но собиралась посвятить свою жизнь совсем другой профессии.
И вот однажды на лекции преподаватель обратился к студентам с предложением попробовать себя в качестве иллюстраторов его книги. В числе желающих была и Люба. Преподаватель отобрал несколько человек. Так неожиданно Любови Черниковой пригодились полученные в ДХШ знания. Она проиллюстрировала уже три книги доктора медицинских наук, профессора Седлецкого.
Или вот еще пример. Валентин Ложеницын тоже окончил ДХШ. Знания и навыки, приобретенные в школе, вскоре пригодились. Сначала в университете, где он много занимался оформительской работой, в частности, для сочинской команды КВН «Утомленные солнцем», потом в армии, где должен был отслужить год. Выпускал стенгазеты, оформ-
лял помещения к праздникам и т.д. А сейчас он, работая юристом в администрации Центрального района г.Сочи, сотрудничает в качестве консультанта-оформителя и сценариста сочинских команд КВН. Это уже
работа для души. Он всегда с большим теплом вспоминает художественную школу.
Вот такие метаморфозы случаются в жизни.
Михаил Михайлович относится к тем людям, которые, начав какое-либо дело, доводят его до конца, причем качественно. Здание школы еще только строилось, а ее директор Лапшин уже думал о кадрах. Это должны были быть профессионалы. И Михаил Михайлович нашел их.
Преподавателями ДХШ стали ученый-искусствовед А.П.Банников, окончивший Академию художеств в Петербурге, И.И. Миргородский, окончивший художественное училище в г.Краснодаре, а через два-три года пришло молодое пополнение - бывшие ученики Михаила Михайловича, студийцы и выпускники уже ДХШ. Михаил Михайлович сумел увидеть в них своих будущих коллег. Их было ни много ни мало, а шесть человек.
Не рассказать о них было бы грешно, ведь они воспитанники Лапшина. С кого же начать? Начнем, пожалуй, с Маслова.
Виктор Маслов уже в средней школе практически не расставался с карандашом. Не удивительно, что он оказался сначала в кружке рисования Дома пионеров, потом в изостудии Михаила Михайловича, где учился три года. Затем по совету своего наставника поступил в художественное училище им. Грекова в Ростове-на-Дону. Все четыре
года он поддерживал связь со своим учителем. А потом (опять же по совету Михаила Михайловича) учился в художественной Академии в Петербурге заочно на факультете истории изобразительного искусства. Одновременно работал в ДХШ в нашем городе. Практику проходил во Франции (а я-то думаю, откуда он знает французский язык?). В
художественной школе он сначала работал преподавателем, затем завучем, а с 2001 г. директором, сменив на этом посту Михаила Михайловича. Виктор Николаевич во всех отношениях - преемник Лапшина.
Он сохраняет традиции, заложенные Михаилом Михайловичем, заботится о престиже школы, чутко и бережно относится к ученикам и преподавателям, стремится к повышении своего профессионального мастерства. О последнем говорит разработанная им программа по региональному компоненту «История изобразительного искусства». Она, программа, включает в себя знакомство с развитием архитектуры, живописи, скульптуры Кубани в Х1Х-ХХ в.в. и отражает становление академического искусства нашего края. Работал Виктор Николаевич над ней пять лет, и теперь программа рекомендована преподавателям детских художественных школ и школ искусств, а в общеобразовательных школах нашего края используется на уроках кубановедения. Не расстается Виктор Николаевич и с кистью. Пишет он в разных
жанрах. Это и портрет, и пейзаж, и натюрморт. В 2006 г. на -фестивале «На благо Кубани, во славу России» была представлена работа Виктора Николаевичу «Плавни». Он стал лауреатом краевого конкурса.
В каталоге пленэрных работ преподавателей изобразительного искусства детских художественных школ и художественных отделений школ искусств Краснодарского края, выпущенном департаментом культуры в 2007 г., есть два его пейзажа, написанные маслом на холсте: «Горная поляна» и «Под кронами деревьев». Так что достойного уче-
ника воспитал Михаил Михайлович Лапшин.
Ученицей ДХШ была, а затем стала ее преподавателем Юлия Чирьева. Михаил. Михайлович увидел ее талант и помог ему раскрыться.
В 1986 г. журнал «Советская женщина» организовал международную выставку детского художественного творчества. Тема - «Герой моей любимой книжки». На выставке были представлены работы юных художников из 60 стран. Среди них рисунок Юли «Белеет парус одинокий». Девочка из небольшого провинциального городка получила по-
ощрительную премию и путевку во Всесоюзный лагерь «Артек». А затем ее работы экспонировались на международной выставке в Сиднее (Австралия). Дважды выставлялась она в Москве: во время съезда ВЛКСМ и на Всемирном конгрессе женщин. На конгрессе была уже целая экспозиция ее работ.
После ДХШ Юля Чирьева поступила в Ленинградское педучилище.
Сейчас учится заочно в пединституте в Славянске-на-Кубани. Работая в художественной школе, она стремится к росту профессионального мастерства по группе «Преподаватель изобразительного искусства ДХШ и ДШИ (дизайн-композиция)». Она разработала авторские программы по рисунку, живописи, станковой композиции для детей 1-2 классов.
Творческий человек, она стремится раскрыть эти качества и в своих учениках, видя в каждом из них только ему присущие способности.
Это дает результаты: проходя жесткий зональный и краевой отбор, ее ученики становятся дипломантами и лауреатами конкурсов детского изобразительного искусства.
Михаил Михайлович сыграл большую роль в жизни Дины Юрьевны Цыкман. Дело в том, что Дина пришла в художественную школу девятиклассницей, а в таком возрасте в школу уже не брали (как в спорте
есть свои ограничения). Но в ее светлых глазах было столько робкой надежды и мольбы, так горячо уговаривал директора дедушка Дины, что Михаил Михайлович не устоял и дал девочке шанс: задание на лето. А в сентябре, посмотрев работы Дины, принял ее в свою школу.
После общеобразовательной школы она окончила Ростовское художественное училище им. Грекова, затем графический факультет Южного Федерального университета.
Что ценно у преподавателей художественной школы - это совершенствование своего творческого и методического мастерства.
Дина Юрьевна не исключение. Работа в этой школе - ее призвание, а это непременно сказывается и на ее учениках. Многие их них стали призерами районных, зональных и краевых конкурсов.
А вот Эллина Станиславовна Деркачева собиралась посвятить себя совсем иной профессии: хотела стать модельером. Она уже в общеобразовательной школе хорошо шила и вязала. Но для поступления в учебное заведение этого профиля у нее не было базы художественной школы.
Поэтому она пришла в изостудию к Михаилу Михайловичу, потом в открывшуюся художественную школу. Видимо, дар преподавателя и личное обаяние Михаила Михайловича были так сильны, что Эллина Станиславовна, окончив Краснодарское педучилище и получив специальность учителя рисования и черчения, пришла работать в нашу ДХШ.
Работает она с детьми младшего возраста (9-11 лет), и это накладывает на нее особую ответственность: увидеть индивидуальность каждого ребенка и не торопить, кропотливо развивать в нем творческое начало. Нередко она находит будущих учеников еще до школы. В этом ей помогают ежегодные конкурсы рисунков на асфальте, кото-
рые она проводит в День защиты детей.
Ее ученики, младшая возрастная группа, постоянно участвуют в конкурсах города, края на разные темы: «В мире сказок»,»Мой край родной»,»Моя семья», «Православная Кубань»... и занимают призовые места, награждаются грамотами, дипломами.
Беседуя с преподавателями художественной школы, невольно видишь, сколько в них от самого Михаила Михайловича Лапшина, Он заложил в них фундамент не только знаний по изобразительному искусству, но и качества наставников, чисто человеческие качества. Не случайно они, учителя, так тепло говорят о Михаиле Михайловиче. Да и все, с кем мне приходилось встречаться, отзывались о нем как о человеке открытом, обаятельном. Вот лишь несколько отзывов о нем.
- Мне посчастливилось быть ученицей, а затем коллегой Михаила Михайловича. С нами, детьми, он всегда был открытый, нес радость.
Индикатором его настроения было пение. Если что-то напевает - значит светло у него на душе, и это настроение передавалось нам. И нужно сказать, что чаще всего он напевал. А как живо, весело проходили его уроки! Он вел рисунок, живопись, станковую композицию. Это было уже в 4-м классе, и мы с нетерпением ждали, когда начнутся уроки Михаила Михайловича.
Таким же он был и с нами, уже коллегами. Он очень дорожил своим коллективом, старался сплотить нас (коллектив в основном молодой).
Никогда не держал камня за душой. Замечания по работе всегда были принципиальными, справедливыми и корректными. На просмотрах ученических работ строг и требователен. За ошибки в работах взыскивал
с нас, считая недочеты ребят нашей недоработкой.
Вне рабочей обстановки был веселым, общительным. Он ввел такую традицию: на большой перемене мы все вместе пили чай и в такой теплой, доверительной обстановке обсуждали школьные проблемы.
Эта традиция сохранилась до сих пор. С Михаилом Михайловичем мы жили не только настоящим, но будущим, мечтали, что когда-нибудь откроется скульптурно - керамическое отделение. Я-то в училище специализировалась в этом виде прикладного искусства. Так что у нас с Михаилом Михайловичем была общая мечта.
Э.С. Деркачева
- Что мне запомнилось в Михаиле Михайловиче? Непритязательность в одежде. Она для него была не самоцель, а давала чувство свободы, способ самовыражения. Он одевался так, как ему было удобно, без чопорности и педантизма. Меня умиляло, что он не расставался с беретом, связанным мамой. Я понимала, что он ему очень дорог.
А еще покоряла его чистая, любвеобильная душа, особенно если это касалось детей. В ученике он всегда стремился (и этому учил нас) увидеть индивидуальность, вселить уверенность в свои силы. Я это испытала на себе. Для будущей профессии мне надо было обязательно иметь навыки по изобразительному искусству. Для этого пришлось
идти в изостудию, которую вел Михаил Михайлович. Но я почему-то боялась его. Когда все же пришла и нарисовала, он восхитился моим рисунком и этим помог преодолеть неуверенность в себе.
Уже будучи преподавателем, я не раз наблюдала, как он работалс учениками. Он никогда не говорил « это плохо»г «это не получилось».
Наоборот, он говорил: «Ой, какой молодец!», а потом начинал на рисунке что-то стирать, что-то подправлять, но ученик помнил первое слово «молодец» и был счастлив.
Я многое переняла у него и применяю в своей работе. Для меня Михаил Михайлович - светлая личность.
Л.Я.Нестеренко (двоюродная сестра Лапшина)
- Школа была смыслом его жизни. Он пропадал в ней... Знал имена и фамилии всех учеников, знал родителей, часто встречался с ними, помогал в воспитании их детей. Он болел душой за своих питомцев.
Помню, как он расстроился, когда одна мать отдала сына в ПТУ, забрав из художки. Это был одаренный мальчик, и Михаил Михайлович хотел послать его в Ростовское художественное училище. Долго он жалел о нем. И еще случай. Парнишка бросил общеобразовательную школу, но в художку ходил. Уговоры родителей не действовали, и отец пришел за помощью к Михаилу Михайловичу. Михаил Михайлович говорил с парнем несколько часов и убедил-таки его закончить среднюю школу. И он закончил обе школы. К сожалению, я не знаю его дальнейшей судьбы...
Брат был очень жизнерадостный. А как заразительно смеялся! В компании всегда был веселым, изобретательным на выдумки. Любил читать стихи и много знал их. Особенно Евтушенко.
Но жизнь поступила с ним круто. Михаил Михайлович тяжело пережил смерть матери. На этой почве развился диабет. Михаил Михайлович стал слепнуть. Вскоре пришлось уйти из школы. Для него это было началом конца.,.
В.Н. Маслов
- Нередко бывает, что человека как твоего учителя, а затем как коллегу воспринимаешь по-разному. А вот о Михаиле Михайловиче этого не скажешь. Он всегда вызывал большое уважение. И прежде всего тактичностью. (Согласитесь: это сейчас редкое качество). И ребенок, и взрослый человек были для него личностью. Потому-то он стремился распознать талант, не пройти мимо, не растерять способности, сохранить индивидуальность ученика.
Помню свой первый урок у него в изостудии. Он поставил передо мной кружку и яблоко. Я растерялся: с чего начинать, как и что надо показать в рисунке? Минут сорок Михаил Михайлович рассказывал мне о композиции, светотени, объеме... Делал он это так терпеливо, спокойно, что страх мой прошел, и я принялся за работу.
Он был для меня не только учителем, но и другом. По окончании средней школы именно он помог мне определиться, куда идти учить-
ся. Родители у меня люди простые, далекие от искусства, а мне важно было мнение специалиста, каким был Михаил Михайлович. Он-то и посоветовал ехать в Ростов в художественное училище, а потом продолжить образование в Академии художеств. Я полностью доверял ему и благодарен за мое становление как художника и как преподавате-
ля. Старался перенять у него все хорошее. Мне дорого все, чем дорожил он. Мы сохраняем традиции, заложенные им, стремимся, чтобы школа была в числе лучших в крае. И такой она стала.
...Слушаю Виктора Николаевича и радуюсь успехам школы. Ведь по большому счету это заслуга ее создателя, ее первого директора Михаила Михайловича Лапшина. К счастью, он еще при жизни вкусил плоды первых побед своих питомцев. Одной из них было участие художественной школы в Международной выставке в Государственной Думе.
Чтобы ярче представить роль Лапшина в жизни нашего города, в судьбе многих-многих детей, юношей и девушек, придется прибегнуть к статистике. Думаю, она вам не покажется скучной.
Так вот, за 14 лет существования ДХШ ее окончило около 340 человек. Многие стали дизайнерами, художниками, скульпторами, модельерами, декораторами, педагогами в художественных школах. Работают в крае, стране, за рубежом. Ученики ДХШ - студенты Ростовской и Воронежской художественных академий, Краснодарского и Воронеж-
ского художественных училищ, художественно-графического отделения КубГУ, Краснодарского архитектурного колледжа и академии культуры. Это реальность.
Хотелось, чтобы реальностью стала мечта Михаила Михайловича: открытие скульптурно-керамического отделения и картинной галереи.
Будь у него здоровье, он при своей целеустремленности и напористости, думаю, воплотил бы в жизнь задуманное. Но в 2001 г. Михаил Михайлович вынужден был уйти из школы, а в 2005 г. его не стало.
Нынешние ученики знают о нем лишь по рассказам преподавателей. Но и им дорого его имя, они дышат атмосферой творчества и созидания, созданной Лапшиным. Как сказал один бывший ученик, «в школе дышится легко, в ней словно очищаешься душой, житейская суета уходит далеко-далеко...»
Незримое присутствие его чувствуется и в том, что школа становится такой, как он хотел. Она набирает силы, становится известной далеко за пределами города, края, страны. В 2007 г. в краевом музее им. Коваленко прошла выставка детских работ «Мой край родной». На ней было представлено 16 работ учащихся нашей ДХШ. Департамент культуры
послал в адрес школы благодарственное письмо. Призы получили Галина Передирий, Елена Беда, Ольга Мищенко. Знаете, куда будут направлены их работы? На обменную выставку в США в г.Лос-Анджелес.
А можете себе представить, что картины учениц ДХШ украшают стены некоторых итальянских, домов?
Произошло это так. Мэр итальянского города Феррара Карло Девоти, организатор и директор Международного фестиваля детского творчества (сюда включаются музыка, хореография, живопись и т.д.),
пригласил одаренных детей из разных стран мира в свой город. Осенью этого же года Карло Девоти побывал с ответным визитом в нашем городе. Цель приезда - знакомство с детским творчеством в широком аспекте. Он посетил ДХШ, Дом юного творчества, встретился с фольклорным коллективом «Молодость» и его руководителем Л.Г.Зинченко.
Среди них были и ученики нашей художественной школы, которая была признана в числе лучших в крае. За успехи в творческой работе ей представлена возможность побывать на этом фестивале.
В июле 2008 г. группа учащихся во главе с директором В.Н.Масловым приехала в Италию. Жили в городе Феррара. Там же была организована выставка работ юных художников из Приморско-Ахтарска.
Какое впечатление произвели на зрителей их картины, говорит тот факт, что из тринадцати картин было куплено восемь. Так что кусочек нашей малой родины есть теперь и в далекой Италии.
В гостинице ребята жили вместе со сверстниками из Словении, Турции, Румынии, Таиланда. Оказывается, языковой барьер совсем не мешал их общению. За время пребывания в южной стране наша группа посетила шесть городов Северной и Центральной Италии. Неизгладимое впечатление оставила архитектура этих городов и шедевры
мирового искусства. Был еще один нюанс, поразивший наших ребят.
В холле гостиницы, где они жили, висела карта России, и на ней отмечен - что бы вы думали? - город Приморско-Ахтарск! Можете представить, какие чувства испытали юные россияне.
Вот вам и возврат к истокам: наш город, художественная школа, ее создатель Михаил Михайлович Лапшин, сделавший сказку былью.
И тут невольно задумаешься: сколько бы ни минуло лет, незримые нити всегда будут соединять Михаила Михайловича с преподавателями, воспитанниками его школы. И через годы он словно говорит им: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» А еще подумаешь: художественная школа вправе носить имя ее создателя - Михаила Михайловича Лапшина.
|